Арбитражный юрист
Федеральный Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ » Глава X. Банкротство гражданина » § 1.1. Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина.
Статья 213.14. Содержание плана реструктуризации долгов гражданина.
(введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
1. План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
Порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения устанавливаются в плане реструктуризации долгов гражданина.
2. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем пять лет. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем три года.
(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 474-ФЗ)
3. Условия плана реструктуризации долгов гражданина для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших за его одобрение.
В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами) направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества гражданина. Исключение в плане реструктуризации долгов такого преимущественного удовлетворения возможно только с согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом соответствующего имущества гражданина.
Условия плана реструктуризации долгов гражданина для голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, не могут быть хуже, чем для голосовавших за его одобрение кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина.
4. Требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности не включаются в план реструктуризации долгов гражданина.
5. План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина.
С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица.
6. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, план реструктуризации долгов гражданина может содержать положения о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки).
Обзор изменений на основе, внесенных Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ; от 04.08.2023 N 474-ФЗ.
Представительство в арбитражном суде - консультации, подготовка необходимых правовых документов, представительство в арбитражном суде первой инстанции, защита интересов в арбитражном апелляционном суде, кассационное производство в арбитражном суде округа, споры в суде по интеллектуальным правам, ведение дел в экономической коллегии верховного суда рф, участие в заседаниях третейских судов, сопровождение исполнения принятых судом решений, досудебное урегулирование споров... e-mail, telegram, watsapp.
вернуться
Комментарий к статье 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
1. Значимость норм, составляющих комментируемую статью, трудно переоценить. Действительно, процедура реструктуризации долгов гражданина, введенная в законодательство о банкротстве с 1 октября 2015 г., призвана в полной мере учесть интересы как должника, так и его кредиторов. Указанная задача процедуры реструктуризации долгов гражданина должна находить свое отражение в содержании плана реструктуризации долгов гражданина, регламентации которого и посвящена ст. 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Из анализа норм п. 1 комментируемой статьи вытекает, что в плане реструктуризации долгов гражданина прежде всего должны быть определены: сроки и порядок погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в денежной форме как по сумме основного долга, так и по процентам; а также порядок уведомления кредиторов о существенном изменении имущественного положения должника, критерии существенного изменения.
Примечательно, что законодатель не указывает, за счет каких средств должны погашаться требования кредиторов. Следовательно, должник вправе использовать любые законные способы получения денежных средств. Определенным законодательным пробелом является отсутствие указания на форму и способ оплаты сумм погашения (безналичная или наличная форма оплаты, перечисление на банковский счет). Также не совсем ясно, на какую дату и каким образом лицо, составляющее план реструктуризации, может определить конечный перечень всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину.
Кроме этого, на наш взгляд, критерии существенного изменения имущественного положения гражданина должны быть перечислены в нормах Закона весьма конкретно во избежание множественных толкований (в частности, в качестве таких критериев можно указать: уменьшение доходов, в том числе из-за болезни, и (или) утрата (гибель) незастрахованного имущества, и (или) увеличение обязательств имущественного характера, и т.д.).
2. В п. 2 рассматриваемой статьи достаточно четко устанавливается срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина, который, по мысли законодателя, не может составлять более чем три года.
Однако законодателем уточняется, что в случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном п. 4 ст. 213.17 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года.
Подобное законодательное закрепление отличия срока реализации плана реструктуризации долгов гражданина в случае утверждения судом, очевидно, связано с затратами времени на сами судебные разбирательства.
3. В целях обеспечения равенства прав всех кредиторов законодатель устанавливает в п. 3 ст. 213.14 рассматриваемого Закона правило, согласно которому условия плана реструктуризации долгов гражданина для голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, не могут быть хуже, чем для голосовавших за его одобрение кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина.
Нормы п. 3 комментируемой статьи также позволяют сделать вывод о преимущественном положении залоговых кредиторов должника-гражданина. Здесь законодатель четко фиксирует правило о том, что в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Следует подчеркнуть, что указанное положение полностью корреспондирует с нормами ст. 18.1 "Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника", в соответствии с которой законодатель фактически относит залоговых кредиторов к кредиторам с особым статусом или даже к особой очереди, преследуя цель максимально защитить их права.
Данная позиция была изложена еще в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": возбуждение производства по делу о банкротстве не влечет прекращения залоговых правоотношений. Действительно, подобный подход к положению залоговых кредиторов как в деле о банкротстве вообще, так и в деле о банкротстве должника-гражданина в частности, следует признать вполне оправданным, поскольку залог имущества, сущность которого заключается в предоставлении кредитору-залогодержателю права на приоритетное удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества, по сути является наиболее надежным способом обеспечения исполнения обязательств.
Помимо этого, в п. 3 анализируемой статьи законодатель уточняет, что денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами) направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества гражданина. При этом законодателем предусматривается возможность исключения в плане реструктуризации долгов такого преимущественного удовлетворения. Однако уточним, что данное исключение возможно только с согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом соответствующего имущества гражданина.
4. В п. 4 комментируемой статьи подтверждается неизменность требований кредиторов первой и второй очереди, а именно: требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности не включаются в план реструктуризации долгов гражданина. Вполне очевидно, что это сделано в целях обеспечения социальных гарантий указанным категориям кредиторов (в рассматриваемом случае кредиторам - физическим лицам).
Примечательно, что данный подход к особому положению кредиторов первой и второй очереди пронизывает весь массив норм Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (например, ст. ст. 2, 60, 84, 95, 126, 134 - 136, 158 указанного Закона). Анализ этих норм позволяет с уверенностью сделать вывод о том, что, хотя кредиторы первой и второй очереди не относятся к числу конкурсных кредиторов, их несомненным преимуществом является тот факт, что в отличие от конкурсных кредиторов введение процедуры в деле о банкротстве не лишает их права на немедленное исполнение должником предъявленных ими исполнительных документов, вступивших в законную силу до введения процедуры. Таким образом, в соответствии с приведенным подходом п. 4 комментируемой статьи устанавливает, что требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности не включаются в план реструктуризации долгов гражданина.
5. В силу п. 5 ст. 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. В данном контексте еще раз подчеркивается базовый принцип законодательства о несостоятельности - принцип пропорциональности, призванный обеспечивать равенство прав всех кредиторов.
Примечательно, что нормы п. 5 комментируемой статьи позволяют включить в план реструктуризации долгов гражданина положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица. Таким образом, законодатель указывает на существующую у должника возможность погашения требований не в полном размере с согласия конкурсного кредитора или уполномоченного органа, однако не устанавливает правовую форму подобного снижения долга. Представляется, что в судебной процедуре это может быть оформлено посредством мирового соглашения, либо сам план следует рассматривать в качестве основания мирового соглашения. Главное, что в результате должник и его кредиторы могут договориться об уменьшении размера долга. При этом напомним, что для конкурсных кредиторов уменьшение долга зависит исключительно от их воли. Уполномоченные органы при введении в план условий о реструктуризации долга должны учитывать нормы публичного законодательства.
6. Нормы п. 6 анализируемой статьи являются логическим продолжением правила, четко зафиксированного законодателем в п. 3 данной статьи касательно того, что в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Фактически законодатель уточняет еще один возможный пункт содержания плана реструктуризации долгов гражданина, в который также можно включить положения о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки).

     
Другой комментарий к статье 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Коммент.ст. определяет содержание плана реструктуризации долгов гражданина.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
С учетом положений п. 2 ст. 213.19 планом реструктуризации долгов гражданина может быть предусмотрено, что требования и проценты на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа могут удовлетворяться как самим гражданином, так и третьим лицом. Вместе с тем гл. X не определяет порядок участия в плане реструктуризации третьих лиц (третьего лица), а гл. V, предусматривающая участие третьих лиц (третьего плана) в процедуре финансового оздоровления должника в соответствии с графиком погашения задолженности, к отношениям, связанным с банкротством граждан, не применяется.
Условия плана реструктуризации долгов гражданина для конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, а также кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов, уполномоченного органа, залоговых кредиторов, голосовавших за его одобрение.
По общему правилу срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем 3 года. Если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном п. 4 ст. 213.17 коммент. Закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем 2 года.
План реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа только с их согласия.
В плане реструктуризации долгов гражданина устанавливаются порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина и критерии существенного изменения его имущественного положения.
В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение требований таких кредиторов за счет выручки от реализации предмета залога. С согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом имущества гражданина, в плане реструктуризации долгов возможно исключение преимущественного удовлетворения требований такого кредитора.
В план реструктуризации долгов гражданина не включаются требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
План реструктуризации долгов гражданина может содержать положения о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки).
Судебная практика по статье 213.14 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС17-9462 от 25.07.2017 г, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Делая вывод об утверждении плана реструктуризации и подтверждая правильность данного вывода, суды первой инстанции и округа руководствовались статьями 213.14, 213.16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также учли разъяснения содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан». Суды исходили из того...

Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-14999 от 13.10.2017 г, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
кодекса Российской Федерации основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Отказывая в удовлетворении ходатайства, суды руководствовались статьями 2, 213.2, 213.13, 213.14, 213.17, 213.18 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и исходили из того что план реструктуризации долгов гражданина не отвечает требованиям и целям, предъявляемым к нему Законом, а также носит предположительный и вероятностный характер...

Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-14999(2) от 13.10.2017 г, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
процессуального кодекса Российской Федерации основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Принимая такое решение, суды руководствовались статьями 12, 213.2, 213.13, 213.14, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и исходили из того, что в течение более трех месяцев должник не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в размере...
вернуться |  
арбитражный процессуальный кодекс рф в текущей редакции и комментарии к нему

© Арбитражный юрист, 2005 -