Арбитражный юрист
Федеральный Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ » Глава I. Общие положения.
Статья 12. Собрание кредиторов..
1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на собраниях кредиторов:
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)
в ходе наблюдения;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)
в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)
по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)
по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)
по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)
в ходе реструктуризации долгов гражданина;
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
в ходе реализации имущества гражданина.
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
Конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов, вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса, в том числе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)
2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:
о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об утверждении и изменении плана внешнего управления;
об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
о заключении мирового соглашения;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
об избрании представителя собрания кредиторов.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:
проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;
обеспечивать установленный порядок голосования;
подсчитывать голоса;
составлять протокол об итогах голосования.
7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй - арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
бюллетеней для голосования;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.
примечание: об особенностях публикации сведений о завершении или прекращении производства по делу о банкротстве гражданина саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с 04.08.2023 см. ФЗ от 04.08.2023 N 474-ФЗ.
Комментарий к статье 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Представительство в арбитражном суде - консультации, подготовка необходимых правовых документов, представительство в арбитражном суде первой инстанции, защита интересов в арбитражном апелляционном суде, кассационное производство в арбитражном суде округа, споры в суде по интеллектуальным правам, ведение дел в экономической коллегии верховного суда рф, участие в заседаниях третейских судов, сопровождение исполнения принятых судом решений, досудебное урегулирование споров... vk.com/advocate_nsk, pochta@advocate-arbitrage.ru, t.me/arbitrage_nsk, watsapp/arbitrage_nsk.
1. Комментируемая статья определяет порядок созыва и полномочия собрания кредиторов.

Собрание кредиторов - орган кредиторов, который, не будучи субъектом гражданского права, обладает самостоятельной компетенцией в рамках отношений несостоятельности (банкротства), вследствие чего может быть назван субъектом конкурсного права, поскольку в конкурсных отношениях имеет полномочия, несводимые к полномочиям отдельных его участников и их совокупности. Вопрос о правовом статусе собрания не решен ни теорией, ни практикой. Ученые совершенно справедливо отмечают, что "собрание кредиторов, не будучи юридическим лицом, обладает определенными элементами правосубъектности".

2. Собрание созывается, только если у должника несколько кредиторов; если кредитор (либо уполномоченный орган) один, то он имеет право принимать все решения, относящиеся к компетенции собрания, ровно до тех пор, пока установят свои требования иные кредиторы. Впрочем, участие в процессе одного кредитора - крайне редкое явление. В собрании кредиторов участвуют как конкурсные кредиторы, так и уполномоченные органы в лице ФСФО РФ - эти субъекты имеют право голоса.

Обратим внимание на то, что в результате изменившегося отношения законодателя к уполномоченным органам они в настоящее время имеют право участвовать во всех собраниях кредиторов, а не только в первом, как это было установлено Законом 1998 г. Возникало множество проблем, связанных с нереализацией первым собранием своей компетенции, определенной ст. 65 Закона 1998 г.; в результате практика пришла к допущению уполномоченных органов к участию в собраниях, рассматривающих вопросы, отнесенные к компетенции первого собрания (но только если эта компетенция не была исчерпана, что представляется непоследовательным).

3. Участвовать в собрании без права голоса и соответственно выступать по всем вопросам повестки дня (но не голосовать) могут:

• представитель работников должника (обратим внимание, что работники не исключены ч. 8 ст. 2 Закона из числа конкурсных кредиторов, комментируемая статья также не исключает требования по выплате заработной платы из размера требований, учитываемых при голосовании, из чего следует возможность их участия в собрании с правом голоса наряду с представителем);
• представитель учредителей (участников) должника;
• представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.

4. Часть 3 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что организация и проведение собрания осуществляются арбитражным управляющим. Подобное правило содержалось и в Законе 1998 г., причем оно не имело исключений, вследствие чего решения собрания, проведенного не управляющим, а иным лицом, могли быть признаны (и неоднократно признавались) недействительными. В настоящее время исключения установлены п. 5 комментируемой статьи для ситуаций, когда управляющий не исполняет свои обязанности по созыву собрания по требованию определенных лиц в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона.

5. Новелла Закона - перечисление вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов (эти вопросы не могут быть переданы для решения другим органам либо субъектам; если такая передача все же произошла, то все принятые решения и осуществленные на их основе действия будут являться недействительными).

Исключительной компетенцией собрания является решение следующих вопросов:

• обращение в суд с ходатайством о введении финансового оздоровления и об изменении сроков проведения данной процедуры (в соответствии со ст. 74, 75, 85 Закона);
• утверждение плана внешнего управления либо вносимых в него изменений (в соответствии со ст. 106, 107 Закона);
• утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности (в соответствии со ст. 84 Закона; при этом из буквального толкования ч. 4 п. 2 комментируемой статьи следует, что внесение изменений в график погашения задолженности (в соответствии со ст. 85 Закона) к исключительной компетенции собрания не относится);
• утверждение требований к кандидатурам арбитражных управляющих - административного, внешнего, конкурсного (в соответствии со ст. 23 Закона);
• выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд арбитражных управляющих - административного, внешнего, конкурсного (в соответствии со ст. 21, 22 Закона);
• выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемых организаций (в соответствии со ст. 16 Закона);
• принятие решения о заключении мирового соглашения (в соответствии с гл. VIII Закона);
• обращение в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; принятие решений, связанных с комитетом кредиторов: об образовании комитета; определении его количественного состава; избрании членов комитета; о досрочном прекращении полномочий комитета (в соответствии со ст. 17, 18 Закона);
• отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, относительно которых Закон определенно не высказывается (устанавливая, что они принимаются собранием или комитетом).

Иначе говоря, нельзя передать в компетенцию комитета те решения, которые отнесены к исключительной компетенции собрания - из буквального толкования этой нормы следует, что к собственной компетенции собрание указанные вопросы отнести не может, хотя в ряде случаев это было бы целесообразно;
• избрание представителя собрания кредиторов. В соответствии со ст. 35 Закона представитель собрания участвует в арбитражном процессе по делу о банкротстве, спорность его статуса определяется следующим. Поскольку собрание - не субъект гражданского права, то едва ли можно говорить о представительстве гражданско-правовом (тем более, если учесть, что оформление данных отношений доверенностью нецелесообразно, а иногда и невозможно). Собрание - субъект конкурсного права, поэтому рассматриваемые отношения могут быть названы конкурсным представительством (необходимо установить соответствующую правовую регламентацию).

6. Количество голосов, которыми обладает на собрании его участник (конкурсный кредитор либо уполномоченный орган), Закон определяет традиционно - пропорционально размеру требования к общей сумме требований по обязательствам и обязательным платежам, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания. Таким образом, кредиторы с большим количеством требований имеют большее влияние на принимаемые собранием решения, и в принципе это нормально, но интересы мелких кредиторов в определенной степени нуждаются в защите. Особенно ярко эта проблема проявляется в делах, где у одного кредитора подавляющее количество голосов (60 - 70% и более), а остальные голоса у большого количества (более 100) кредиторов, при этом крупный кредитор проводит политику, в которой не заинтересованы ни остальные кредиторы, ни сам должник.

При определении количества голосов, которым обладает участник собрания, следует учитывать положения ч. 2 п. 3 комментируемой статьи, в соответствии с которыми для целей определения количества голосов не учитываются: суммы финансовых санкций (включая неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, санкции за неисполнение обязанностей), а также убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательств. Данная норма изменила существовавший ранее порядок регулирования данных отношений - п. 3 ст. 12 Закона 1998 г. не упоминал о санкциях и убытках в контексте количества голосов. Этот вопрос в порядке толкования был решен п. 7 информационного письма ВАС РФ от 06.08.99 N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) в судебной практике", в котором со ссылкой на ст. 2, 4 Закона 1998 г. уточнялось, что суммы санкций в количество голосов не включаются (в ст. 2, 4 говорилось об определении количества требований для решения вопроса о наличии признаков банкротства). Заметим, что ни в названных статьях Закона 1998 г., ни в п. 7 информационного письма не говорилось об убытках, из чего следовал вывод о возможности голосования на собраниях данными требованиями.

Закон прямо урегулировал этот вопрос; на мой взгляд, в него следует внести изменения с тем, чтобы голосовать могли кредиторы, все требования которых состоят в возмещении убытков (это кредиторы неденежные, предъявившие к должнику денежные требования - в настоящее время их положение является совершенно незащищенным).

7. Новелла Закона - установление требований к кворуму собрания (подобные требования содержал Закон 1992 г.; Закон 1998 г. от них отказался). Собрание правомочно (т.е. его решения имеют юридическую силу), если на нем присутствовали включенные в реестр конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, в общей сложности обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр. Если кворума нет, то собрание не должно проводиться.

8. В настоящее время очень актуально при проверке деятельности управляющего и правомерности решений собраний внимательно подсчитать общее количество голосов и количество голосов присутствовавших на собрании участников. В этом случае созывается повторное собрание для решения того же вопроса. Закон, к сожалению, не отвечает на вопрос о порядке действий в ситуации, когда на повторное собрание вынесен, например, несколько измененный (по сравнению с обсуждавшимся первым собранием) текст плана внешнего управления либо мирового соглашения.

Отметим, что требования кворума предъявляются и к повторному собранию - на нем должны присутствовать кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем 30% голосов от общего количества голосов субъектов, включенных в реестр.

Естественно возникает вопрос: а что делать, если и 30% голосов на собрании не наберется (предположим, один из 50-ти кредиторов обладает 71% голосов)? Закон не отвечает на этот вопрос, из чего следует, что в описанной ситуации проведение собрания будет невозможно.

Неразумно допускать возможность определенного субъекта блокировать проведение собрания (соответственно в результате при наличии необходимости созыва собрания для решения, например, вопроса исключительной компетенции указанный субъект станет диктовать свои условия). Кроме того, в ряде конкурсных процессов кредиторы бывают неорганизованными и неактивными в силу низкой заинтересованности в удовлетворении требований (например, если до 3-й очереди распределение средств очевидно не дойдет). На вопрос о том, что делать в таких ситуациях, Закон не отвечает, что, видимо, повлечет массу проблем на практике.

В целом установление требований к кворуму в конкурсных отношениях представляется излишним. Собрание должно быть правомочно независимо от количества явившихся на него кредиторов при условии их надлежащего извещения о времени и месте проведения собрания (другое дело - установление кворума голосов при принятии наиболее важных решений).

9. Обязанность извещать кредиторов о проведении собрания не вполне удачно содержится в п. 4 комментируемой статьи применительно к повторному собранию, хотя, конечно, очевидна необходимость извещения о каждом собрании (это установлено также в ст. 13 Закона).

Закон не отвечает на вопрос о последствиях неизвещения кредитора о проведении собрания. Между тем на практике нередко возникают ситуации, когда кредитор заявляет, что он не знал о собрании, а должник (либо управляющий) не может предъявить доказательств осведомленности кредитора.

Представляется необходимым толкование (а лучше - внесение изменений в Закон), в соответствии с которым при отсутствии доказательств уведомления кредитора о проведении собрания его результаты могут быть оспорены, но только если кредитор обладал количеством голосов, способным повлиять на результаты собрания.

10. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает право реестродержателя (субъекта, ведущего реестр) осуществлять при проведении собрания определенные функции (по решению собрания либо временного управляющего):

• проверку полномочий лиц, участвующих в собрании (имеется в виду соответствие всем требованиям доверенностей либо иных документов, подтверждающих полномочия, а также проверка наличия требования субъекта в реестре);
• регистрацию участников собрания;
• подсчет голосов (представляется, что в ч. 4 п. 6 комментируемой статьи имеется в виду подсчет голосов как для определения кворума, так и по результатам голосования);
• составление протокола по итогам голосования по определенным вопросам.

11. Протокол собрания должен быть составлен в двух либо в трех экземплярах. Три экземпляра требуются, если собрание было проведено не арбитражным управляющим, а иным лицом (в соответствии с п. 5 комментируемой статьи и п. 3 ст. 14 Закона).

Протокол в течение пяти дней с даты проведения собрания должен быть направлен в арбитражный суд и арбитражному управляющему, если собрание проводил не он; третий экземпляр остается у субъекта, проводившего собрание. Если протоколов было два, то один из них направляется в суд, другой остается у арбитражного управляющего.

12. К протоколу должны быть приложены копии документов, названных в ч. ч. 4 - 9 п. 7 комментируемой статьи, а именно: реестра требований кредиторов; бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; материалов, которые были представлены участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; доказательств надлежащего уведомления участников о проведении собрания; иных документов, которые считает нужным представить управляющий либо относительно предоставления которых в суд приняло решение собрание.

Оригиналы названных документов хранятся у управляющего либо у реестродержателя до завершения арбитражного процесса по делу о банкротстве (если Закон не устанавливает иной срок). Арбитражный суд в любой момент может потребовать от управляющего предоставления этих документов.

Помимо оригиналов, управляющий должен хранить и копии всех указанных документов (по каждому собранию), поскольку в силу ч. 11 п. 7 комментируемой статьи он обязан обеспечить доступ к этим копиям лицам, участвующим в деле о банкротстве (они названы в ст. 34 Закона), а также некоторым из лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве: представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Другой комментарий к статье 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
1. Интересы кредиторов в деле о банкротстве представляет собрание кредиторов. В комментируемой статьи, а также ст.13-15 Закона о банкротстве содержатся общие правила об организации и проведении собрания кредиторов независимо от процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Кроме того, Законом о банкротстве предусмотрены специальные правила о порядке деятельности собрания кредиторов применительно к отдельным процедурам в деле о банкротстве.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, разрабатываются национальным объединением СРО и утверждаются регулирующим органом - Минэкономразвития России (п.11 и 12 ст.29 Закона о банкротстве).

2. Участниками собрания кредиторов является широкий круг лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве. При этом одни из них обладают правом голоса на собрании кредиторов, а другие не обладают таким правом.

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В случаях, когда в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспеченны залогом имущества должника (залоговые кредиторы), также по общему правилу имеют право голоса на собраниях кредиторов.

Залоговые кредиторы имеют безусловное право голоса на первом собрании кредиторов, которое проводится по результатам проведения процедуры наблюдения и на котором решается судьба должника: признавать или не признавать его банкротом, вводить ту или иную процедуру, применяемую в деле о банкротстве.

В случае введения реабилитационных процедур у залогового кредитора появляется право заявить требование о реализации предмета залога и удовлетворении его требования преимущественно перед другими кредиторами (см. коммент. к п.2 ст.18.1 Закона о банкротстве). Если залоговый кредитор в ходе реабилитационных процедур откажется от реализации предмета залога или будет вынесено определение суда об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, залоговый кредитор сохраняет право голоса наравне с другими конкурсными кредиторами. Если же залоговый кредитор предпочтет воспользоваться своим правом преимущественного удовлетворения требований за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества, то он лишаются права голоса на собраниях кредиторов, проводимых в ходе реабилитационных процедур. Однако он вправе и в этом случае участвовать в собраниях кредиторов без права голоса и выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Кроме того, участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации арбитражных управляющих, представитель органа по контролю (надзору). Указанные лица вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Кредиторы первой и второй очереди (п.4 ст.134 Закона о банкротстве) не являются участниками собрания кредиторов, так как не относятся к числу конкурсных кредиторов.

3. В п.2 комментируемой статьи перечислены вопросы, решение по которым отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов. Перечень вопросов, решение по которым отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов, является исчерпывающим.

Вопросы, отнесенные Законом о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам, включая комитет кредиторов.

4. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и по обязательным платежам, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

При определении размера требований конкурсного кредитора и уполномоченного органа для целей определения числа голосов на собрании кредиторов учитывается основная задолженность по обязательствам и недоимка по обязательным платежам. Подлежащие применению за нарушение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются (см. коммент. к ст.4 Закона о банкротстве).

5. Собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие боле чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.

Закон о банкротстве предусматривает ряд правил о порядке созыва и проведения собрания кредиторов, устанавливающих дополнительные гарантии прав лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Так, в целях исключения возможности для крупных кредиторов затягивания принятия решений собранием кредиторов и устранения препятствий на пути осуществления процедур, применяемых в деле о банкротстве, и производства по делу о банкротстве в целом установлено, что повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (ст.13 Закона о банкротстве).

Если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные п.3 ст.14 Закона о банкротстве, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва.

6. Пунктами 6 и 7 комментируемой статьи определены функции реестродержателя, правила составления протокола собрания кредиторов и передачи его в суд, правила хранения документов, прилагаемых к протоколу собрания кредиторов, и гарантии доступа к ним лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по такому делу.

     
Судебная практика по статье 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-16097/11 от 11.01.2012 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов...

Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС15-16144 от 17.02.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Утверждая конкурсным управляющим должником Гладкую У.В., суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 12, 15 и 45 Закона о банкротстве и исходили из того, что ее кандидатура выбрана большинством голосов (84,77%) на собрании кредиторов должника от 08.12.2014 и соответствует требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим, с чем согласился суд округа...

Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-17489 от 15.02.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся...

Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС16-1987 от 11.04.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Также положениями пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве установлена обязанность конкурсного управляющего по направлению в арбитражный суд экземпляра протокола собрания кредиторов с приложенными к нему копиями материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или утверждения...

Решение Верховного суда: Постановление N 304-АД16-452 от 03.03.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Пункт 1 статьи 12 Закона о банкротстве определяет круг лиц, имеющих право участвовать в собрании кредиторов...

Решение Верховного суда: Постановление N 306-АД15-17914 от 25.01.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Согласно абзацу 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в течение пяти рабочих дней с даты его проведения...

Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-15501 от 18.12.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания вмененного заявителю правонарушения малозначительным суды не усмотрели. Приведенные доводы о вменении арбитражному управляющему административным органом пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве не опровергает факт совершения правонарушения. При этом в жалобе заявитель не оспаривает непредставление документов в установленный срок...
|
арбитражный процессуальный кодекс рф в текущей редакции и комментарии к нему

© Арбитражный юрист, 2005 -