1. Комментируемая статья введена с целью разгрузить службу судебных приставов и ускорить исполнение тех исполнительных документов, которые предполагают регулярное удержание сумм из заработной платы или доходов должника или выданы на сумму, удержание которой будет эффективнее за счет зарплаты, нежели путем продажи имущества должника.
Комментируемый Закон в качестве самостоятельной меры принудительного исполнения, принимаемой судебным приставом-исполнителем в отношении должника-гражданина, предусматривает обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (ст. 68).
В то же время в некоторых случаях взыскатель может не предъявлять исполнительный документ в подразделение ФССП в порядке ст. 30 настоящего Закона, а непосредственно направить исполнительный документ субъекту, в обязанности которого входят начисление и выплата должнику денежных средств и который будет обязан произвести удержание. Таких субъектов иногда условно называют исполнительскими агентами[1].
[1] По аналогии с налоговыми агентами, которыми в силу ст. 24 НК признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Минуя службу судебных приставов, на исполнение могут быть направлены всего два вида исполнительных документов:
1) о взыскании периодических платежей (исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, исполнительный лист о взыскании сумм в возмещение вреда от потери кормильца и т.п.);
2) о взыскании денежных средств, если в нем содержится указание о взыскании с должника единовременно не более 25 тыс. руб.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденном Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г., исполнение исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств за счет периодически получаемых должником доходов (заработной платы, пенсии и др.) не может послужить основанием для того, чтобы приравнять его к исполнительным документам о взыскании периодических платежей.
Направление взыскателем исполнительного документа о единовременном взыскании с должника денежных средств, превышающих в сумме 25 тыс. руб., в организацию или другому лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, не относится ни к одному из случаев, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи, в связи с чем отказ указанных организации или лица от принятия для принудительного исполнения исполнительного документа является правомерным.
Такие исполнительные документы могут быть направлены взыскателем работодателю должника, в учебное учреждение, в котором он обучается, в управления Пенсионного фонда РФ или социальной защиты населения и др., если взыскателю известно соответственно место работы или учебы должника, и т.д.
Если взыскатель не располагает указанными сведениями, исполнительный документ направляется на исполнение в ФССП.
2. Субъекты, которым исполнительный документ направлен непосредственно взыскателем, производят удержания в том максимальном размере, который определен ст. 99 комментируемого Закона. Кроме того, названные субъекты не могут нарушать положения ст. 101 данного Закона, определяющей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Исполнительский агент со дня получения исполнительного документа обязан удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в точном соответствии с требованиями исполнительного документа и в трехдневный срок перечислять удержанные денежные средства взыскателю. Перечисление денежных средств производится за счет должника.
Фактическое исполнение исполнительного документа фиксируется в самом документе.
В случае если должник сменил место работы, завершил учебу и т.п., об этом незамедлительно должно быть сообщено взыскателю. При этом взыскателю возвращается исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
На практике возможны также ситуации ошибочного направления исполнительного документа, например, в организацию, в которой должник в действительности не работает или с которой прекратил трудовые отношения на момент предъявления исполнительного документа. В таком случае исполнительскому агенту необходимо в разумный срок возвратить исполнительный документ взыскателю способом, фиксирующим его отправку (вручение).
3. За нарушения, допущенные при исполнении требований исполнительного документа, виновные должностные лица и организации могут быть привлечены к ответственности.
Так, согласно ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на такое лицо в размере от 2 тыс. до 2 тыс. 500 руб., на должностных лиц - от 15 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Кроме того, согласно ст. 118 комментируемого Закона взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине (см. комментарий к указанной статье).
4. Для того чтобы воспользоваться правом, предусмотренным настоящей статьей, взыскатель должен:
1) направить или вручить исполнительскому агенту подлинник исполнительного документа (см. комментарий к ст. 12 настоящего Закона);
2) одновременно с исполнительным документом подать письменное заявление, в котором сообщить сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона.
Если взыскатель действует через представителя, то дополнительно представляются документы, подтверждающие его полномочия. При этом нужно помнить, что в соответствии со ст. 57 комментируемого Закона такие полномочия представителя, как предъявление и отзыв исполнительного документа, получение присужденного имущества (в том числе денежных средств), должны быть оговорены в доверенности.
5. При исполнении требований исполнительных документов исполнительские агенты обязаны производить индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством РФ. При этом указанная обязанность возникает в силу закона и не требует специального заявления от взыскателя.
Основания и порядок индексации по отдельным видам взысканий периодических платежей урегулированы соответствующими нормами материального права.
В соответствии со ст. 1091 ГК суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Согласно ст. 117 СК судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном ч. 1 комментируемой статьи, производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
Правила увеличения размера пожизненной ренты установлены ст. 597 ГК.
Расчет индексации оформляется специальным приказом (распоряжением) исполнительского агента.
Закон не устанавливает обязанность исполнительского агента знакомить взыскателя и должника с указанным приказом (распоряжением), однако, как представляется, выполнение такого действия необходимо. В случае несогласия с расчетами исполнительского агента как должник, так и взыскатель имеют право оспорить принятое решение в судебном порядке. |