1. Обращение взыскания на имущество должника (в том числе на денежные средства) является основной мерой принудительного исполнения документов имущественного характера. О понятии денежных средств см. комментарий к ч.1 ст.81 Закона.
В силу ч.3 ст.69 Закона взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с ч.3 ст.71 Закона.
Реализация норм комментируемой статьи осуществляется с учетом особенностей, установленных соответствующими статьями гл.11 Закона "Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина", а также исключений, закрепленных в ч.13, 13.1, 14 комментируемой статьи.
Комментируемую статью необходимо рассматривать в неразрывном единстве с корреспондирующими нормами иных федеральных законов, определяющих отдельные особенности, связанные с обращением взыскания на денежные средства:
• ГК РФ (ст.854 "Основания списания денежных средств со счета", ст.855 "Очередность списания денежных средств со счета");
• Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст.20, 27 и др.);
• Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (ч.12 ст.10, ч.10 ст.14.1, ч.11 ст.29, ч.10 ст.30);
• НК РФ (ст.76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" и др.);
• Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ч.10 ст.7);
• Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст.77);
• ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ст.126);
• Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств";
• приказ Минюста России от 27.12.2019 N 330 "Об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
• письмо Банка России от 13.07.2005 N 97-Т "О Методических рекомендациях по организации в кредитной организации работы по приостановлению отдельных видов операций с денежными средствами".
О понятии "операционного дня" см. п.1.3 части III "Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций при организации работы по ведению бухгалтерского учета" Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утв. Положением Банка России от 27.02.2017 N 579-П.
Для целей практического применения норм рассматриваемой статьи необходимо учитывать следующие документы: определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 N 1054-О; постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (п.44, 48, 65), Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей" (утв. Президиумом ВС РФ 20.10.2021) (п.7); Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями (утв. Президиумом ВС РФ 16.06.2021), Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2021)" (утв. Президиумом ВС РФ 07.04.2021) (п.8), Обзор судебной практики ВС РФ N 4 (2017) (утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017) (п.70), Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (п.38), Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016) (вопрос 3); письма Минюста России от 10.02.2021 N 04-13621/21, от 08.07.2020 N 04-76145/20; письма ФССП России от 09.09.2020 N 00072/20/172422, от 16.07.2019 N 00073/19/155339-ОП, от 29.12.2016 N 00073/16/122567-ТИ, от 09.10.2014 N 00073/14/60998-АП, от 30.04.2014 N 00014/14/24525, от 09.10.2014 N 00073/14/60998-АП; письма Минфина России от 02.04.2021 N 03-02-11/24287, от 27.03.2020 N 03-02-08/24626, от 20.11.2019 N 03-02-07/1/89731, от 24.09.2021 N 03-02-11/82688, от 05.04.2021 N 03-02-11/24807, от 24.10.2017 N 03-02-07/1/69722; письма Банка России от 02.10.2014 N 167-Т, от 27.03.2013 N 52-Т, от 26.03.2021 N 31-4-1/471, от 03.11.2020 N 45-1-2-ОЭ/18395, от 10.07.2020 N 45-1-2-ОЭ/10700, от 09.07.2020 N 04-31-4/4968, от 19.06.2020 N 06-31-4/4406, от 08.06.2020 N 45-1-2-ОЭ/8224, от 26.10.2018 N 31-5-9/7500, от 08.06.2018 N 45-25/4340, от 08.06.2017 N 31-2-6/4766, от 04.03.2013 N 011-31-2/831, от 26.03.2021 N 31-4-1/471, от 03.11.2020 N 45-1-2-ОЭ/18395, от 25.02.2021 N 31-4-1/292, от 28.12.2020 N 31-4-4/2940; письма Казначейства России от 05.06.2020 N 95-09-11/03-328, от 03.06.2020 N 07-04-05/05-10989; письмо ФНС России от 24.07.2017 N СА-4-9/14444@.
2. Порядок обращения взыскания на денежные средства, предусмотренный комментируемой статьей, достаточно четко регламентирован и в особой конкретизации не нуждается. Однако следует обратить внимание на ряд изменений, внесенных в комментируемую статью по вопросам специфики обращения взыскания на денежные средства.
С 01.01.2022 г. в основной части вступили в силу изменения, внесенные ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ, принятым в целях упрощения и оптимизации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ст.44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регулирующую аспекты обеспечения заявки на участие в закупке, введена норма (ч.8), устанавливающая, что банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Денежные средства, находящиеся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для обеспечения заявок на участие в закупках исключительно такого участника закупки. Блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закупке на специальном счете осуществляется и прекращается банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки в соответствии с указанной статьей. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счета, заключаемым участником закупки. Отдельно отмечено, что на денежные средства, заблокированные в соответствии с указанной статьей, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки.
Дополнительно в ч.12 ст.14 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что возврат независимой гарантии, предоставленной в необходимых случаях для обеспечения заявки на участие в закупке, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим независимую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.
Согласованные изменения были введены ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ также и в комментируемый Закон. В частности, рассматриваемая статья была дополнена ч.13.1, устанавливающей, что на денежные средства, заблокированные в соответствии с ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на специальном банковском (специальном) счете участника закупки, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Аналогичные положения были введены и в ст.81 (ч.9) комментируемого Закона, определяющую правила наложения ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не содержит положений, устанавливающих запрет на взыскание денежных средств, заблокированных на специальном счете участника закупки (для обеспечения заявок на участие в закупках). Однако это не исключает применения норм ч.13.1 комментируемой статьи к указанному закону, поскольку в ч.25 ст.3.2 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закреплено, что заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ (за отдельными исключениями). Соответственно, на такие денежные средства, внесенные в целях обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника такой закупки.
С 01.02.2022 г. применяется ч.5.3, введенная в комментируемую статью ФЗ от 29.06.2021 N 234-ФЗ, и устанавливающая, что банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном:
1) либо в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума;
2) либо в заявлении должника-гражданина (см. ч.6 ст.8 комментируемого Закона), которое он праве подать в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте (указанное положение применяется с 01.07.2022 г., см. ФЗ от 30.12.2021 N 444-ФЗ).
С 01.07.2022 г. вступает в силу ч.10.2 комментируемой статьи, дополненная ФЗ от 30.12.2021 N 444-ФЗ, положениями которой конкретизировано, что в случае поступления в банк или иную кредитную организацию заявления должника-гражданина, предусмотренного ч.6 ст.8 комментируемого Закона, при возвращении исполнительного документа взыскателю в нем проставляется отметка о сохранении должнику-гражданину заработной платы и иных доходов, находящихся на счете должника-гражданина, ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации). |