Арбитражный юрист
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ » Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения »
Статья 66. Государственная регистрация имущества и имущественных прав.
1. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
2. Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:
1) требование государственной регистрации содержится в судебном акте;
2) судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;
3) взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
3. Постановление судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
4. Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
5. Для государственной регистрации прав должника на движимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации имущественного права должника и другие необходимые документы.
6. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
7. Документ о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права выдается правообладателю или судебному приставу-исполнителю. Если документ о государственной регистрации выдается правообладателю, то он должен направить копию указанного документа судебному приставу-исполнителю.
8. Копия документа о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права остается в материалах исполнительного производства.
Комментарий к Статье 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Представительство в арбитражном суде - консультации, подготовка необходимых правовых документов, представительство в арбитражном суде первой инстанции, защита интересов в арбитражном апелляционном суде, кассационное производство в арбитражном суде округа, споры в суде по интеллектуальным правам, ведение дел в экономической коллегии верховного суда рф, участие в заседаниях третейских судов, сопровождение исполнения принятых судом решений, досудебное урегулирование споров... vk.com/advocate_nsk, pochta@advocate-arbitrage.ru, t.me/arbitrage_nsk, watsapp/arbitrage_nsk.
1. Помимо иных полномочий комментируемый Закон возлагает на судебного пристава-исполнителя также полномочия по совершению действий, направленных на государственную регистрацию имущества и имущественных прав. Реализация данного полномочия необходима для целей последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.

Пленум ВС РФ уточнил, что, исходя из положений ч.1 и 2 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель вправе не только обратиться за государственной регистрацией права собственности должника на имущество, а также принадлежащих ему иных имущественных прав, подлежащих государственной регистрации, но и в судебном порядке оспорить приостановление и отказ в государственной регистрации прав (см. п.53 постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

В качестве уполномоченного регистрирующего органа (органа регистрации прав) выступает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (см. п.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

Росреестр и его территориальные органы обеспечивают государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости.

С 01.01.2017 г. отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентируются ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат:

1) право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ;

2) в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

О государственной регистрации прав на имущество см. также ст.8.1 ГК РФ.

В рамках ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществляется также государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным законом сведений об объектах недвижимости.

Необходимо принимать во внимание, что согласно п.2 ст.131 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Такая регистрация и учет выходят за рамки ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в ч.8 ст.1 которого прямо закреплено, что положения данного закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр (см. об этом подробнее КТМ РФ (гл.III "Регистрация судов, прав на них и сделок с ними"); Воздушный кодекс РФ (ст.33 "Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов"); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (ст.16 "Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов"); Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (гл.2 "Порядок государственной регистрации прав на воздушные суда"); Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (ст.28 "Государственный учет и государственная регистрация")).

Под специальной регистрацией следует понимать внесение сведений об объекте недвижимого имущества в специальный реестр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества одного определенного рода (вида).

2. Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:

1) требование государственной регистрации содержится в судебном акте;

2) судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;

3) взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.

По смыслу положений п.17 ч.1 ст.64 и комментируемой статьи, если от должника невозможно получить запрошенные и необходимые для государственной регистрации его права на недвижимое имущество документы, судебный пристав-исполнитель может обратиться в уполномоченные органы за оформлением таких документов.

Норма п.3 ч.2 комментируемой статьи, как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2614-О, направлена на эффективное и своевременное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления. Что же касается гарантий обеспечения права должника на осуществление судебным приставом-исполнителем предоставленных ему законом полномочий по принудительному исполнению судебных актов, то лицо, полагающее свои права нарушенными постановлениями судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действиями (бездействием) по исполнению исполнительного документа, вправе обжаловать их в порядке подчиненности и оспорить в суде (ч.1 ст.121 Закона).

Судебный пристав-исполнитель также вправе обратиться к другой стороне сделки по отчуждению недвижимого имущества, в которой приобретателем является должник, с предложением совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода права собственности. При согласии другой стороны сделки на совершение этих действий в регистрирующий орган наряду с ее заявлением представляется постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное в соответствии с ч.3 комментируемой статьи.

При отказе другой стороны от совершения таких действий государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество к должнику осуществляется в порядке искового производства по требованию судебного пристава-исполнителя в соответствии с п.3 ст.551 ГК РФ.

Решение суда об удовлетворении указанного требования судебного пристава-исполнителя является основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, что, по сути, является дополнительной гарантией соблюдения законности и предупреждения нарушений прав должника, взыскателя и иных лиц судебным приставом-исполнителем (см. постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (п.53), решение АС Пензенской области от 10.11.2017 по делу N А49-13194/2017, решение Раменского городского суда Московской области от 12.05.2021 по делу N 2а-1721/2021, решение Центрального районного суда города Тольятти от 28.10.2021 N 2а-4333/2021~М-3637/2021, апелляционное определение Самарского областного суда от 13.07.2021 по делу N 33а-7904/2021(2а-1536/2021) и др.).

4. Согласно ч.4 комментируемой статьи для государственной регистрации права должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости, а при регистрации земельного участка - его кадастровый паспорт и другие необходимые документы (см. решение АС Республики Татарстан от 20.07.2016 по делу N А65-13775/2016, апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13.06.2019 по делу N 33-9969/2019, апелляционное определение Нижегородского областного суда от 25.01.2017 по делу N 33-889/2017, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 19.05.2016 N 33а-3990/2016 и др.).

5. В силу п.2 ст.130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. По общему правилу, регистрация вещей, относящихся к движимому имуществу, не требуется. Однако федеральным законодательством могут быть установлены случаи обязательной регистрации таких объектов гражданских прав (см., например, Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (ч.2 ст.12, ч.3, 13 ст.13, ч.4 ст.15); Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (п.3 ст.15)).

Для государственной регистрации прав должника на движимое имущество судебный пристав-исполнитель в соответствии с ч.5 комментируемой статьи представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации имущественного права должника и другие необходимые документы (см. решение АС Самарской области от 03.06.2019 по делу N А55-9547/2019, решение Промышленного районного суда города Самары от 15.12.2015 по делу N 2-8364/2015~М-7888/2015 и др.).

6. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации права должника на недвижимое имущество относятся к расходам по совершению исполнительных действий и могут быть оплачены как из средств федерального бюджета, так и за счет средств взыскателя или иных лиц, участвующих в исполнительном производстве (ч.6 комментируемой статьи, ч.1 и п.5 ч.2 ст.116 Закона). Впоследствии указанные расходы возмещаются за счет должника по правилам ст.117 комментируемого Закона (см. постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (п.54), апелляционное определение Орловского областного суда от 26.11.2021 N 33-422/2021, решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 26.04.2021 по делу N 2а-497/2021, решение Советского районного суда города Брянска от 07.08.2020 по делу N 2а-577/2020 и др.).

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в кассационном определении от 21.04.2021 N 37-КАД21-1-К1 отметила, что именно государственная регистрация прав должника, а не взыскателя, в исполнительном производстве относится к исполнительным действиям, так как целью такой регистрации является возможность принудительного исполнения судебного акта путем обращения взыскания на имущество должника, когда действия судебного пристава-исполнителя по государственной регистрации права заменяют соответствующие действия должника. В случае регистрации прав на недвижимое имущество за взыскателем, оставившим нереализованное имущество за собой, действия судебного пристава-исполнителя заключаются в вынесении постановления о проведении государственной регистрации прав и в обращении в регистрирующий орган. Следовательно, бремя несения расходов, связанных с регистрацией прав взыскателя, лежит на взыскателе, изъявившем желание стать собственником имущества по цене значительно ниже рыночной стоимости не реализованного в ходе исполнительного производства в порядке ст.87 Закона принадлежащего должнику имущества. Такое толкование следует из буквального содержания ст.66 и 116 Закона, в которых исчерпывающе указано, что к расходам по совершению исполнительных действий относятся расходы по государственной регистрации прав должника, а не взыскателя, а также оно согласуется с положениями п.1 ст.333.36 НК РФ об уплате государственной пошлины лицом, в отношении которого совершается юридически значимое действие.

7. Документ о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права выдается правообладателю или судебному приставу-исполнителю. Если документ о государственной регистрации выдается правообладателю, то он должен направить копию указанного документа судебному приставу-исполнителю.

В ч.17 ст.29 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на этот счет закреплено, что если государственная регистрация прав осуществляется по требованию судебного пристава-исполнителя, подлежащие выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы могут выдаваться судебному приставу-исполнителю (см. апелляционное определение Липецкого областного суда от 05.12.2018 по делу N 33-4334/2018, решение Ленинского районного суда города Ижевска от 29.11.2021 по делу N 2а-2809/2021, решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 13.09.2021 N 2а-1866/2021 и др.).

8. Копия документа о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права остается в материалах исполнительного производства как подтверждение исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

     
Судебная практика по Статье 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) от 27 января 2023 г. по делу № А56-101440/2022
1. Однако 04.08.2022 ФИО2 получил уведомление о приостановке государственной регистрации прав по причине: - в соответствии с ч. 8 ст. 15, п. 2 ст. 66 ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007г. судебный пристав-исполнитель должен обратится в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное право, зарегистрированное ...

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) от 11 января 2023 г. по делу № А56-105504/2022
исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 66 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, ...

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда (20 ААС) от 23 декабря 2022 г. по делу № А68-11172/2021
передаче нереализованного имущества должника взыскателю, составления акта приема-передачи имущества и регистрации перехода права собственности органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 3 части 2 статьи 66 , часть 14 статьи 87 Закона). 29.10.2020 Межрайонным ОСП УФССП России по Тульской области вынесено Постановление о передаче нереализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю ООО «...
вернуться |  
арбитражный процессуальный кодекс рф в текущей редакции и комментарии к нему

© Арбитражный юрист, 2005 -