1. Как отмечено в комментарии к ст. 1 настоящего Закона, предметом регулирования данного Закона является принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц судебными приставами-исполнителями. Соответственно органом принудительного исполнения в Российской Федерации выступает ФССП России, которая имеет свою структуру.
Для осуществления своих полномочий на территории субъектов РФ ФССП России создает территориальные органы, являющиеся государственными органами, находящимися в подчинении ФССП России, которые финансируются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также из других законных источников, имеют счета в кредитных организациях РФ и органах Федерального казначейства (п. 9.1 Приказа ФССП России от 27 октября 2006 г. N 140 "Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов").
ФССП России включает в себя территориальные органы - управления ФССП, созданные в субъектах РФ. Управления обладают статусом юридического лица. Структурными подразделениями территориальных органов ФССП являются подразделения судебных приставов, которые обычно создаются согласно административно-территориальному делению. Подразделения судебных приставов не являются юридическими лицами, в связи с чем не могут участвовать в судебных процессах.
Практикуется также создание межрайонных подразделений судебных приставов по различным критериям, наиболее часто это межрайонные подразделения по крупным должникам. Существует практика создания специализированных подразделений - к примеру, по охране установленного порядка деятельности в судах. В этом случае в подразделении работают судебные приставы по ОУПДС, которые выполняют соответствующую функцию в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
2. Как ФССП России, так и ее территориальные органы призваны выполнять все функции, возложенные на службу судебных приставов, к таковым относятся: исполнительное производство, охрана установленного порядка деятельности судов, дознание и пр.
Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший возраста 21 года, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя - высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
В зависимости от исполняемых ими обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений ФССП и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП, т.е. на подразделения судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель независим. Большинство своих действий судебный пристав-исполнитель совершает самостоятельно, без согласования с кем бы то ни было. Однако в силу Закона об исполнительном производстве для совершения некоторых действий требуется утверждение старшим судебным приставом (см., например, п. 1 ч. 7.1 ст. 33), главным судебным приставом субъекта РФ (см., например, п. 2 ч. 7.1, ч. 9 ст. 33), главным судебным приставом РФ (ч. 9 ст. 33). При совершении определенных действий необходимо вынесение судебного акта (к примеру, при правопреемстве в исполнительном производстве и пр.).
3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральными законами об исполнительном производстве, о судебных приставах и иными федеральными законами.
В состав полномочий судебного пристава-исполнителя при совершении отдельных действий по исполнительному производству входят:
• принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
• предоставление сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможности знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
• рассмотрение заявлений сторон по вопросам исполнительного производства и их ходатайств, вынесение соответствующих постановлений с разъяснением сроков и порядка их обжалования;
• взятие самоотвода, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
• получение и обработка персональных данных при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в объеме, необходимом для этого;
• объявление розыска должника по исполнительному документу, его имущества или розыска ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и осуществление такого розыска в соответствии с законодательством РФ;
• осуществление на основании судебного акта по гражданскому делу розыска гражданина-ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
• осуществление производства по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
• составление при выявлении признаков преступления сообщения об этом и направление его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 12 комментируемого Закона).
Право судебного пристава-исполнителя обращаться в суд с заявлением о замене стороны исполнительного производства правопреемником АПК не предусматривает. Однако ввиду обязанности судебного пристава-исполнителя принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов суды рассматривают указанные заявления.
Судебный пристав-исполнитель имеет право:
• получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
• проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
• давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
• входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
• арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
• налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
• использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
• в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
• объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
• вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
• при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
• при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка производить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;
• при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов Федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии РФ;
• совершать иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве (ст. 12 Закона о судебных приставах).
4. Часть 4 комментируемой статьи введена в 2016 г. и полностью отражает современный этап развития государства, когда активно используются различные информационные системы. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, ФССП использует государственные информационные системы.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информационные системы включают в себя:
1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов;
2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
3) иные информационные системы.
Технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории РФ (ст. 13 Закона об информации).
Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной (ст. 14 Закона об информации).
Наличие информационных систем и возможность их использования позволяют ускорить процесс обнаружения имущества должника, а значит, будет гарантировать своевременность исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.
Соглашения с государственными органами по обмену информацией ФССП вправе заключать в электронном виде. Например, действует Соглашение между ФССП и МВД России об обмене информацией в электронном виде (утв. 14 декабря 2012 г. N 12/14-21/1/11806). Обмен информацией в электронном виде между ФССП и МВД России осуществляется в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами сторон и указанным Соглашением. Предметом настоящего Соглашения является организация обмена в электронном виде сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах сторон, которые представляют взаимный интерес и необходимы для использования в служебной деятельности при выполнении возложенных на стороны задач (далее - сведения), которые в соответствии с законодательством РФ могут передаваться другой стороне, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Так, по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем были вынесены постановления, которые в форме электронных документов с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия направлены в соответствующие регистрирующие органы, банк, что подтверждается скриншотом карточки, содержащей соответствующие сведения[1].
[1] Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2016 г. по делу N А71-9401/2016. |