1. Комментируемая статья, содержание которой существенным образом детализировано ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ, в изъятие из общих требований, установленных к исполнительным документам ст.13 Закона, регламентирует специальные требования, которые предъявляются к постановлениям судебного пристава и ФССП России (п.7 ч.1 ст.12 Закона).
В ч.1 рассматриваемой статьи закреплено, что постановлениями должностного лица службы судебных приставов со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению оформляются решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые:
• судебным приставом-исполнителем;
• главным судебным приставом Российской Федерации;
• главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации;
• старшим судебным приставом и их заместителями.
Для целей применения норм комментируемой статьи следует учитывать:
• Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2021) (утв. Президиумом ВС РФ 07.04.2021) (п.9);
• Постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (п.10, 20);
• решение ВС РФ от 29.11.2018 N АКПИ18-1130;
• письмо ФССП России от 16.07.2019 N 00073/19/155339-ОП (вопрос 3.1);
• письмо Минфина России от 25.04.2018 N 03-03-06/2/28120.
2. Вне зависимости от того, в какой форме оформляется постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в нем должны быть указаны следующие сведения:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
Примерные формы процессуальных документов, применяемых должностными лицами ФССП России в процессе исполнительного производства, утверждены приказом ФССП России от 04.05.2016 N 238.
2.1. В рамках реализации суперсервиса "Цифровое производство" ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ предусмотрел новую редакцию ч.2.1 комментируемой статьи, а также ввел ч.2.2 и ч.2.3.
Часть 2.1 комментируемой статьи предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством РФ (см. подробнее Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Дополнительно конкретизировано (в редакции, действующей с 20.06.2022 г.), что указанное постановление может быть направлено:
1) лицу, участвующему в исполнительном производстве, - в единый личный кабинет в ЕПГУ (см. постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)");
2) лицам, участвующим в исполнительном производстве, - с использованием ЕСМЭВ, - при условии, что информационные системы этих лиц подключены к ЕСМЭВ в порядке, установленном Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия");
3) лицам, участвующим в исполнительном производстве, - иными способами, предусмотренными законодательством РФ, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
2.2. Положениями ч.2.2, комментируемой статьи, применяющимися с 20.06.2022 г., определено, что отдельные виды выносимых ФССП России решений по вопросам исполнительного производства могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов), в том числе с учетом наличия в ГИС ГМП информации о неуплате в установленный законодательством РФ срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ.
Речь идет о следующих решениях по вопросам:
• возбуждения исполнительного производства;
• отказа в возбуждении исполнительного производства;
• окончания исполнительного производства (за исключением случая, предусмотренного п.3 ч.1 ст.47 Закона);
• приостановления исполнительного производства (за исключением случая, предусмотренного ч.3 ст.40 Закона);
• прекращения исполнительного производства;
• взыскания исполнительского сбора;
• установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов;
• наложения и снятия арестов;
• предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа;
• обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также на заработную плату и (иные) доходы должника;
• рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на ЕПГУ.
Такие решения принимаются в форме постановлений ФССП России, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью ФССП России. В каждом таком постановлении ФССП России указываются:
1) сведения, предусмотренные ч.2 комментируемой статьи (за исключением сведений, указанных в п.3 ч.2 настоящей статьи);
2) должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление;
3) уникальный идентификатор начисления,
Такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном комментируемым Законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
2.3. В ч.2.3, комментируемой статьи, положения которой применяются с 20.06.2022 г., конкретизировано, что требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления ФССП России, вынесенных в форме электронного документа, устанавливаются ФССП России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, если иной порядок не установлен комментируемым Законом.
В настоящее время указанные требования регламентированы приказом ФССП России от 19.04.2018 N 148 "Об утверждении требований к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица Федеральной службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа".
3. Положения ч.3 комментируемой статьи допускают возможность:
1) либо самостоятельного исправления судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом службы судебных приставов допущенных в постановлении описок или явных арифметических ошибок;
2) либо по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Соответствующие исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
4. Согласно ч.4 комментируемой статьи постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, а с 20.06.2022 - также постановление ФССП России, подлежит исполнению в срок, указанный в соответствующем постановлении. Такое постановление может быть:
1) либо обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов;
2) либо оспорено в суде.
Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов регламентированы в гл.18 комментируемого Закона. Об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) см. также комментарий к ст.121 Закона.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном гл.24 АПК РФ. В ч.3 ст.198 АПК РФ конкретизировано, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Вместе с тем, как указал в п.1 постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум ВС РФ, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.
Об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей см. также соответствующий раздел (п.8-16) постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
5. Пленум ВС РФ в постановлении от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" отметил (см. п.10), что судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (см. п.2 ст.8, п.2 ст.9, п.2 ст.10 ФЗ "О судебных приставах"; ч.9 ст.47, ч.4 ст.108, ст.123 комментируемого Закона).
В ч.5 комментируемой статьи на этот счет закреплено, что отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов вправе вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов.
6. В силу ч.6 комментируемой статьи, применяющейся с 20.06.2022 г., не соответствующее требованиям законодательства РФ постановление ФССП России может быть отменено или изменено судебным приставом-исполнителем, ведущим исполнительное производство, по которому принято такое постановление, или вышестоящими по отношению к нему должностными лицами службы судебных приставов.
7. В ч.7 комментируемой статьи, действующей с 20.06.2022 г., детализировано, что в ответ на постановление (судебного пристава-исполнителя или другого должностного лица службы судебных приставов, ФССП России), которое было направлено в форме электронного документа, юридическое лицо, исполняющее соответствующее постановление, в срок, указанный в этом постановлении, направляет в подразделение судебных приставов, где ведется исполнительное производство, уведомление об исполнении постановления. Такое уведомление направляется также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ, и через ЕПГУ, либо посредством ЕСМЭВ, либо иными способами, предусмотренными законодательством РФ, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении соответствующего постановления.
В случае невозможности направить уведомление об исполнении постановления в форме электронного документа такое уведомление в срок, указанный в постановлении, подлежит направлению юридическим лицом, исполняющим соответствующее постановление, на бумажном носителе.
Требования к формату уведомления об исполнении постановлений, изготовленных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа, устанавливаются ФССП России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, если иной порядок не установлен комментируемым Законом. |