1. Комментируемая статья устанавливает общие требования, предъявляемые к исполнительным документам, перечень которых закреплен в ст.12 Закона, за исключением постановлений ФССП России (это исключение применяется с 20.06.2022 г.), постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, поскольку для указанных исполнительных документов комментируемым Законом и смежными законами определены специальные требования (см. об этом подробнее комментарий к ст.14 и ч.5 ст.13 Закона).
Однако здесь следует обратить внимание на имеющийся пробел: включая исполнительную надпись нотариуса в список исполнительных документов, на которые не распространяются требования ч.1 комментируемой статьи, законодатель ни далее в рассматриваемой статье, ни в иной другой статье Закона, не дал никакой отсылки к нормативному акту, определяющему требования, которым должна соответствовать эта надпись.
Для устранения указанного пробела необходимо дополнить ч.5 комментируемой статьи положениями, что требования к исполнительной надписи нотариуса устанавливаются федеральным законом, определяющим нотариальные действия и правила их совершения. В таком случае применению подлежат нормы гл.XVI "Совершение исполнительных надписей" Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).
Установленный в комментируемой статье перечень требований к исполнительным документам регулярно корректируется с учетом потребностей действующего законодательства. При этом важно понимать, что во внимание должны приниматься все требования, установленные в комментируемой статье, так как в ч.1 рассматриваемой статьи определены только общие, типовые почти для всех исполнительных документов требования. В остальных частях комментируемой статьи содержится детализация требований, определяемая в зависимости от вида исполнительного документа.
Итак, в силу ч.1 комментируемой статьи, в исполнительном документе (с учетом предусмотренных исключений) должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица (см. определение ВС РФ от 08.04.2011 N 53-Г11-20; постановление Второго ААС от 04.02.2015 N 02АП-11524/2014 по делу N А31-10901/2014; апелляционное определение Тверского областного суда от 30.07.2014 по делу N 33-2796 и др.);
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера (см. определение ВАС РФ от 06.11.2009 N ВАС-14647/09 по делу N А73-857/2009; постановление ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 по делу N А57-2492/2011; апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.02.2018 N 33а-2654/2018 по делу N 2а-8478/2017; апелляционное определение Костромского областного суда от 15.06.2015 по делу N 33-835/2015; письмо Казначейства России от 30.05.2012 N 42-9.3-03/95 и др.);
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица (см. постановление АС Северо-Западного округа от 19.01.2017 N Ф07-8400/2016, Ф07-11549/2016 по делу N А56-57258/2016; постановление ФАС Московского округа от 01.02.2011 N КА-А40/17962-10 по делу N А40-132202/09-154-827; апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 24.06.2016 по делу N 33а-4625/2016 и др.);
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение (см. определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 1626-О; постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.12.2019 N Ф04-1363/2019 по делу N А27-29767/2018; постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.07.2018 N Ф08-2497/2018 по делу N А63-288/2017 и др.);
5) сведения о должнике и взыскателе. Данный пункт с 20.06.2022 г. действует в новой редакции, предусматривающей незначительные корректировки по сравнению с действующей. Законодатель отдельно выделяет перечень сведений, которые должны быть указаны о должнике и взыскателе, в зависимости от их правового статуса:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения); для должника также - место работы (если известно), для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, обязательным идентификатором является идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер (если он известен) (см. Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями, утв. Президиумом ВС РФ 16.06.2021 г. (вопрос 3); определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1428-О; определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 2688-О; определение ВС РФ от 26.09.2016 N 306-КГ16-11755 по делу N А12-46403/2015; постановление АС Северо-Западного округа от 01.02.2021 N Ф07-16036/2020 по делу N А66-4144/2020; постановление АС Московского округа от 23.07.2020 N Ф05-8401/2020 по делу N А40-292894/2019; постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.03.2018 N Ф02-728/2018 по делу N А58-4944/2017; постановление Седьмого ААС от 29.06.2009 N 07АП-4334/09 по делу N А03-3652/2009 и др.);
б) для организаций - наименование и адрес, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес (если он известен), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (см. определение Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 N 3002-О; определение Конституционного Суда РФ от 21.03.2013 N 410-О; определение ВС РФ от 09.06.2020 N 305-ЭС20-9525 по делу N А40-248097/2019; определение ВС РФ от 07.10.2016 N 308-КГ16-12786 по делу N А32-37737/2015; постановление АС Северо-Западного округа от 17.10.2016 N Ф07-7598/2016 по делу N А56-70250/2015; постановление Пятнадцатого ААС от 04.02.2021 N 15АП-19120/2020 по делу N А32-19768/2020; кассационное определение Четвертого КСОЮ от 24.06.2021 N 88-18652/2021; кассационное определение Шестого КСОЮ от 19.05.2021 N 88а-10777/2021 и др.);
в) публичных правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования) - наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве (см. постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 6763/10 по делу N А53-6358/08; определение ВС РФ от 02.11.2015 N 310-КГ15-13885 по делу N А35-9596/2014; определение ВАС РФ от 25.04.2014 N ВАС-5035/14 по делу N А66-10307/2013; постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.11.2019 N Ф08-10085/2019 по делу N А53-3453/2019; постановление АС Поволжского округа от 31.07.2019 N Ф06-48508/2019 по делу N А57-20562/2018; постановление АС Московского округа от 01.09.2014 N Ф05-9186/2014 по делу N А40-185806/13; кассационное определение Восьмого КСОЮ от 04.12.2019 N 88А-667/2019 и др.);
г) для иностранного государства - помимо сведений, указанных выше в п.1-4 ч.1 комментируемой статьи, также наименование и место нахождения соответствующих органа, учреждения или иного образования;
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (см. п.18 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2021), утв. Президиумом ВС РФ 10.11.2021 г.; п.21 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 25.12.2019; п.59 постановления Пленума ВС РФ от 10.12.2019 N 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"; п.2 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016 г. и др.);
7) дата выдачи исполнительного документа (см. постановление АС Дальневосточного округа от 28.02.2017 N Ф03-236/2017 по делу N А51-14174/2016; постановление АС Московского округа от 24.11.2015 N Ф05-15774/2015 по делу N А40-46384/15; постановление АС Поволжского округа от 06.12.2016 N Ф06-15436/2016 по делу N А12-26221/2016; апелляционное определение Московского городского суда от 08.10.2014 по делу N 33-33988; апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.07.2019 N 33а-17014/2019 по делу N 2а-4262/2018 и др.).
Переоценить важность оформления исполнительного документа нельзя, поскольку исполнительный документ, не отвечающий всем установленным требованиям (за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника, которое применяется с 20.06.2022 г.), в силу п.4 ч.1 ст.31 Закона является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. Так, по одному из дел был правомерно удовлетворен иск о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку суд верно исходил из того, что исполнительные документы неоднократно возвращались в связи с их ненадлежащим оформлением судом, что свидетельствует о недостаточности и неэффективности действий суда, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного постановления (см. определение ВС РФ от 08.04.2011 N 53-Г11-20).
При этом судебные органы отмечают, что действующим законодательством на судебного пристава возложена обязанность разрешить вопрос о возбуждении исполнительного производства только на основании надлежаще оформленного исполнительного листа и заявления взыскателя. Полномочиями по проверке законности и обоснованности выдачи судом исполнительного листа судебный пристав не наделен, в связи с чем проверка фактического соответствия резолютивной части судебного акта содержанию исполнительного листа, выданного судом и подписанного судьей, находится вне компетенции судебного пристава-исполнителя (см. определение СК по административным делам ВС РФ от 08.06.2018 N 92-КГ18-5).
1.1. С 20.06.2022 г. действует новая редакция ч.1.1 комментируемой статьи, устанавливающая дополнительные требования к исполнительному документы, который содержат требования о взыскании задолженности по платежам в бюджет. Помимо информации, указанной в ч.1 комментируемой статьи, в таком исполнительном документе должны содержаться:
1) уникальный идентификатор начисления (см. подробнее комментарий к ч.5 ст.6.1 Закона);
2) информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством РФ о национальной платежной системе (см. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").
При этом в акте органа, должностного лица, содержащем требование о взыскании денежных средств в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, также должна быть проставлена отметка о неисполнении должником указанного требования.
В случае направления соответствующего акта для исполнения в ФССП России в форме электронного документа отметка о неисполнении должником требования о взыскании денежных средств в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью.
1.2. В ч.1.2 комментируемой статьи определены дополнительные требования, предъявляемые к решению государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
В таком решении помимо информации, обозначенной в ч.1 комментируемой статьи, также должны содержаться сведения о реквизитах банковского счета взыскателя и проставляться отметка о вручении указанного решения работодателю.
2. В ч.2 комментируемой статьи обозначено, что если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований (см. постановление АС Северо-Западного округа от 08.08.2019 N Ф07-8625/2019 по делу N А26-13117/2018; постановление АС Волго-Вятского округа от 27.06.2017 N Ф01-1996/2017 по делу N А17-6209/2016; апелляционное определение Томского областного суда от 21.10.2014 по делу N 33-3204/2014 и др.).
Таким образом, указание на время начала срока исполнения должно быть сделано органом, уполномоченным на выдачу исполнительного документа. При отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта речь идет об изменении срока его исполнения. При отсрочке исполнения судебного акта или акта другого органа срок исполнения переносится с одной установленной законом или судом, иным органом даты на другую, установленную судом либо другим органом, принявшим решение.
При рассрочке исполнения судебного акта или акта другого органа должнику предоставляется право исполнить возложенную на него обязанность не в целом в какой-то точно установленный законом или принявшим решение органом срок, а по частям, причем для исполнения каждой части устанавливается самостоятельный срок, определяемый конкретной датой или периодом времени.
Если до выдачи исполнительного листа арбитражным судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, в исполнительном листе указывается, с какого времени начинается течение срока действия исполнительного листа (ч.1 ст.320 АПК РФ).
В силу ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Положениями ст.203.1 ГПК РФ определен в том числе порядок рассмотрения вопросов отсрочки или рассрочки исполнения решения суда. В соответствии со ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
3. В ч.3 комментируемой статьи установлено обязательно требование, предусматривающее, что исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. Отсутствие подписи или печати влечет за собой недействительность данного исполнительного документа. Подробнее об этом см. приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2015 N 399 "Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками исполнительных листов и их приема, учета, хранения, использования и уничтожения в федеральных судах общей юрисдикции и федеральных арбитражных судах".
4. Согласно ч.4 комментируемой статьи если исполнительный документ выдан на основании акта другого органа, кроме судебного, либо является актом другого органа, то такой исполнительный документ подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего.
В случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ.
О принятии на исполнение исполнительного документа в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, см. п.4 Обзора судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями, утв. Президиумом ВС РФ 16.06.2021.
5. В ч.5 комментируемой статьи содержится отсылочная норма к положениям федеральных законов, в соответствии с которыми определяется содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Такие исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью.
В данном случае речь идет о применении норм ГПК РФ (см. ст.127 "Содержание судебного приказа"), АПК РФ (см. ст.229.6 "Содержание судебного приказа") и гл.16 "Соглашения об уплате алиментов" (см. подробнее комментарий к положениям п.2 и 3 ч.1 ст.12 Закона).
6. В соответствии с п.10 ч.1 ст.12 комментируемого Закона запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору РФ, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации (запрос центрального органа о розыске ребенка) отнесен к числу исполнительных документов.
В ч.6 комментируемой статьи регламентировано содержание запросов центрального органа о розыске ребенка.
6.1. В силу ч.6.1 комментируемой статьи требования к исполнительному документу, выданному компетентным органом иностранного государства и подлежащему исполнению на территории России в соответствии с международным договором РФ, устанавливаются законодательством этого иностранного государства.
Указанная норма принята в целях реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 03.03.2015 г. Так, требования, предъявляемые к исполнительным документам, выданным судами Республики Беларусь, ранее были предусмотрены Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 N 40, которая утратила силу в связи с принятием новой инструкции (см. постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 N 67).
Для целей применения норм ч.6.1 комментируемой статьи необходимо учитывать разъяснения Главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь от 02.02.2017 N 03-2-11/148 об установленных законодательством Республики Беларусь требованиях к исполнительным документам, содержащиеся в письме ФССП России от 06.03.2017 N 00070/17/19466 "О требованиях, предъявляемых к исполнительным документам".
7. В ч.7 комментируемой статьи обозначено, что требования к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа, устанавливаются Правительством РФ, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В целях реализации указанных норм было принято постановление Правительства РФ от 18.07.2019 N 934 "Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа". |