1. В части 1 комментируемой статьи определена территориальная подсудность дел об оспаривании постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) по исполнению исполнительных документов. Иначе говоря, в соответствии с данной нормой определяется суд, который по территориальности может рассмотреть дело по заявлению об оспариванию указанных постановления, действий (бездействия).
Указанные постановления, действия (бездействие) могут быть оспорены в суде, в районе деятельности которого соответствующее должностное лицо ССП исполняет свои обязанности. Данное правило содержалось и в п. 1 ст. 90 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, но с указанием на "место нахождения" СПИ.
Рассматриваемое правило закреплено также в ч. 2 ст. 441 ГПК РФ (в ред. Закона 2007 г. N 225-ФЗ). Содержалось это правило и в ч. 1 указанной статьи в прежней редакции, в связи с чем необходимо учитывать, что согласно Определению КС РФ от 3 октября 2006 г. N 443-О[1] положение, согласно которому на действия (бездействие) СПИ по исполнению судебного постановления может быть подана жалоба в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности СПИ, в системе действующего правового регулирования не предполагает рассмотрение дел по жалобам на решения, действия (бездействие) СПИ при исполнении постановления мирового судьи иным судом, кроме районного суда, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности СПИ. Там же указано, что в силу ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный в указанном определении на основе ранее выраженных правовых позиций КС РФ, сохраняющих свою силу, конституционно-правовой смысл указанного законоположения является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
[1] СЗ РФ. 2007. N 2. Ст. 406.
Правило ч. 1 комментируемой статьи применительно к подсудности дел арбитражным судам закреплено в ч. 6 ст. 38 АПК РФ: заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) СПИ подается в арбитражный суд по месту нахождения СПИ. Однако по не вполне понятной причине в эту норму не внесены изменения, учитывающие формулировки комментируемого Закона (во-первых, речь должна идти об оспаривании решений и действий (бездействия) не только СПИ, но и других должностных лиц ССП (см. комментарий к ст. 121 Закона); во-вторых, должно говориться об исполнении должностным лицом своих обязанностей, а не о его месте нахождения).
В случае подачи заявления с нарушением правила ч. 1 комментируемой статьи последует возвращение заявления (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ). Если же обстоятельства того, что заявление подано с таким нарушением, выяснятся после принятия судом заявления к рассмотрению, то последует прекращение производства по делу (ст. 220 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
2 - 3. Положения ч. 2 и ч. 3 комментируемой статьи определяют подведомственность дел об оспаривании постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) по исполнению исполнительных документов. Иначе говоря, по правилам ч. 2 и ч. 3 данной статьи определяется, какой суд - арбитражный или общей юрисдикции - может рассмотреть дело по заявлению об оспаривании указанных постановления, действий (бездействия).
В пункте 1 ст. 90 Закона 1997 г. об исполнительном производстве данный вопрос решался следующим образом: на действия СПИ по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий жалоба подается в арбитражный суд; во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий СПИ или отказ в совершении таких действий подается в суд общей юрисдикции. После введения в действие в 2002 г. нового АПК РФ эти правила применялись с учетом положений данного Кодекса, согласно которым арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) СПИ по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) СПИ, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции (см. п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением СПИ судебных актов арбитражных судов).
В отличие от прежнего регулирования ч. 2 комментируемой статьи прямо определяет, в каких случаях заявление об оспаривании постановления должностного лица ССП, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд. А именно в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом, т.е. исполнения выданного арбитражным судом исполнительного листа или его дубликата;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Исполнительными документами, о которых идет речь, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 комментируемого Закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью. Указанным исполнительным документом является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление СПИ о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных СПИ в процессе исполнения исполнительного документа;
4) иных, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ. С данным правилом согласуется положение ч. 1 ст. 329 АПК РФ (в ред. Закона 2007 г. N 225-ФЗ) о том, что постановления должностных лиц ССП, их действий (бездействия) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Видимо, подразумевается, что в арбитражный суд подаются заявления об оспаривании тех постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия), которые непосредственно не связаны с исполнением исполнительных документов (например, постановление должностного лица ССП, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности), но с соблюдением правил подведомственности ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, согласно которым арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Во всех иных случаях, нежели указанные в ч. 2 комментируемой статьи, заявление в соответствии с ч. 3 данной статьи подается в суд общей юрисдикции. К таким случаям относится и тот, когда в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительных документов, как указанных в ч. 2 статьи, так и не указанных в ней (например, исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда; см. п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением СПИ судебных актов арбитражных судов).
В случае подачи заявления с нарушением правил ч. 2 и ч. 3 комментируемой статьи при обращении в суд общей юрисдикции последует отказ в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ), а при обращении в арбитражный суд - возвращение заявления (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ). Если же обстоятельства того, что заявление подано с таким нарушением, выяснятся после принятия судом заявления к рассмотрению, то последует прекращение производства по делу (ст. 220 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
4. В отношении порядка рассмотрения судами заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) ч. 4 комментируемой статьи отсылает к процессуальному законодательству РФ, но при этом предусматривает, что должны также соблюдаться особенности, установленные комментируемым Законом. Эти особенности сводятся к определению в ч. 2 и ч. 3 комментируемой статьи подведомственности рассмотрения дел судам и к определению в ст. 122 комментируемого Закона срока подачи заявления в арбитражный суд. Иные содержащиеся в данном Законе процессуальные правила продублированы в ГПК РФ и АПК РФ. В отношении порядка восстановления пропущенных сроков для обращения в суд ч. 5 ст. 18 данного Закона отсылает непосредственно к процессуальному законодательству РФ.
Следует отметить, что Законом 2007 г. N 225-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона внесен ряд изменений уточняющего характера в нормы ГПК РФ и АПК РФ, регламентирующие подачу и рассмотрение судом таких заявлений.
В соответствии с ч. 3 ст. 441 ГПК РФ в новой редакции заявление об оспаривании постановлений должностного лица ССП, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном гл. 23 "Общие положения" и 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" подразд. III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" данного Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными указанной статьей (до внесения изменений Законом 2007 г. N 225-ФЗ отсылки к гл. 23 и 25 в статье не содержались, но о том, что дела по жалобам на действия (бездействие) СПИ, связанные с исполнением в сфере гражданского судопроизводства судебных постановлений, а также постановлений иных органов, относятся к категории возникающих из публичных правоотношений дел об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, говорилось в упомянутом выше Определении КС РФ от 3 октября 2006 г. N 443-О). В части 4 ст. 441 ГПК РФ установлено, что отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в порядке, предусмотренном данной статьей.
Согласно ч. 1 ст. 329 АПК РФ в новой редакции постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным гл. 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" данного Кодекса. В части 2 ст. 329 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании постановлений должностных лиц ССП, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается (по таким делам не облагаются госпошлиной также апелляционные и кассационные жалобы; см. п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"[2]). В отношении подачи заявлений в суды общей юрисдикции аналогичная льгота предусмотрена в подп. 7 п. 1 ст. 333.36 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ). В части 4 комментируемой статьи указано на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок. Однако данное правило не является особенным по отношению к процессуальному законодательству РФ: [2] Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.
для судов общей юрисдикции указанный срок согласно ч. 1 ст. 257 ГПК РФ является общеустановленным для рассмотрения заявления об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего;
для арбитражных судов указанный срок определен в ч. 1 ст. 200 АПК РФ (срок определен как специальный для рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица ССП; общеустановленный срок составляет 2 месяца). При этом прямо определено, что этот срок исчисляется со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. |