Арбитражный юрист
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ » Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах »
Статья 109.2. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ.
(введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)
1. Исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
2. Исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника.
3. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ:
1) указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Перечень таких организаций определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;
2) устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;
3) разъясняет порядок и условия отбывания обязательных работ;
4) предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;
5) разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели;
6) предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания.
4. Копию постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в организацию, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ.
5. Время обязательных работ в выходные дни и дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы. На основании письменного заявления должника максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни - до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить должнику отработать в течение недели меньшее количество часов.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 135-ФЗ)
6. Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации.
7. На основании представляемых организацией, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, сведений о времени, отработанном должником, судебный пристав-исполнитель ведет его суммарный учет в часах.
8. В случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комментарий к Статье 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Представительство в арбитражном суде - консультации, подготовка необходимых правовых документов, представительство в арбитражном суде первой инстанции, защита интересов в арбитражном апелляционном суде, кассационное производство в арбитражном суде округа, споры в суде по интеллектуальным правам, ведение дел в экономической коллегии верховного суда рф, участие в заседаниях третейских судов, сопровождение исполнения принятых судом решений, досудебное урегулирование споров... vk.com/advocate_nsk, pochta@advocate-arbitrage.ru, t.me/arbitrage_nsk, watsapp/arbitrage_nsk.
1. Для целей административного законодательства обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (см. ч.1 ст.3.13 КоАП РФ).

Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе (см. ч.8 ст.32.13 КоАП РФ).

Обязательные работы, как это следует из ч.3 ст.3.13 КоАП РФ, не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Обязательные работы назначаются судьей. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем (см. ч.1 ст.32.13 КоАП РФ).

В силу ч.2 ст.3.13 КоАП РФ обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном ч.10 ст.32.13 КоАП РФ. В частности, речь идет о том, что время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы.

На основании письменного заявления лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни - до четырех часов после окончания работы, службы или учебы.

Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

В ч.1 комментируемой статьи, в свою очередь, определено, что исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.

В соответствии с ч.2 ст.32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

Для целей применения норм комментируемой статьи следует принимать во внимание разъяснения, содержащиеся в письмо ФССП России от 15.01.2013 N 12/01-491-АП "О порядке исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ".

О судебной практике, затрагивающей применение норм ч.1 комментируемой статьи, см. апелляционное определение Тульского областного суда от 02.04.2019 по делу N 33А-1133/2019, постановление Ленинского районного суда города Чебоксары от 02.03.2021 по делу N 5-394/2021, постановление Ленинского районного суда города Чебоксары от 12.02.2021 по делу N 5-291/2021, решение Кировского районного суда города Уфы от 23.12.2020 N 2а-6645/2020, решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 28.10.2020 по делу N 12-132/2020 и др.

2. Исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника (см. ч.2 комментируемой статьи).

О судебной практике, затрагивающей применение норм ч.2 комментируемой статьи, см. решение Жуковского городского суда Московской области от 20.08.2021 по делу N 2а-1370/2021, постановление Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07.10.2020 по делу N 1-14/2020, решение Ленинского районного суда города Орска от 03.08.2015 по делу N 2-1781/2015~М-1594/2015 и др.

3. В силу ч.3 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ:

1) указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Перечень таких организаций определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;

2) устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;

3) разъясняет порядок и условия отбывания обязательных работ;

4) предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;

5) разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели;

6) предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания (см. ст.20.25 КоАП РФ).

В соответствии с ч.14 ст.30 Закона при возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Согласно ч.5 ст.112 Закона исполнительский сбор по данной категории исполнительных производств не взыскивается.

При определении организации, в которую должник подлежит направлению для отбывания обязательных работ, судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать место жительства должника, график работы по основному месту работы и (или) учебы, имеющиеся у него образование, специальность, навыки и познания.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно разъяснить должнику право на обращение в соответствии с ч.7 ст.32.13 КоАП РФ в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания должника инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

О судебной практике, затрагивающей применение норм ч.3 комментируемой статьи, см. решение Ленинского районного суда города Курска от 19.07.2019 по делу N 2а-4769/27/2019, решение Советского районного суда города Тулы от 11.01.2019 по делу N 2А-124/2019(2А-3401/18), решение Устиновского районного суда города Ижевска от 02.08.2018 по делу N 12-237/2018 и др.

4. Согласно ч.4 комментируемой статьи копия постановления о возбуждении исполнительного производства подлежит направлению должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в организацию, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ.

При извещении должника о возбуждении исполнительного производства и вызове его на прием к судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, что в соответствии с ч.3 ст.32.13 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Судебному приставу-исполнителю необходимо принять меры к скорейшему уведомлению должника о возбуждении исполнительного производства и необходимости приступить к отбыванию административного наказания в виде обязательных работ.

Одновременно с вручением копии постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель вручает должнику памятку, в которой разъясняются порядок и условия отбывания обязательных работ, а также предупреждает его об административной ответственности за уклонение от отбывания обязательных работ (ч.4 ст.20.25 КоАП РФ).

Также судебному приставу-исполнителю необходимо составить анкету должника, в которой отразить сведения о месте регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны.

Кроме того, должнику рекомендуется предложить сообщить о наличии заболеваний, затрудняющих отбывание административного наказания в виде обязательных работ, а также иные сведения, имеющие значение при отбывании обязательных работ.

О судебной практике, затрагивающей применение норм ч.4 комментируемой статьи, см. апелляционное определение Пензенского областного суда от 17.12.2020 по делу N 33а-3382/2020, решение Приволжского районного суда города Казани от 30.10.2020 по делу N 2а-3841/2020, апелляционное определение Пензенского областного суда от 10.12.2020 по делу N 33а-3156/2020 и др.

5. В ч.5 комментируемой статьи установлены временные ограничения продолжительности отбывания обязательных работ:

1) время обязательных работ в выходные дни и дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов;

2) время обязательных работ в рабочие дни не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы.

На основании письменного заявления должника максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов; в рабочие дни - до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов.

При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить должнику отработать в течение недели меньшее количество часов.

6. Согласно ч.6 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, или получения информации из такой организации.

Периодичность посещения организации определяется судебным приставом-исполнителем. При этом в соответствии с ч.3.1 ст.35 Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения с 9 часов до 20 часов в нерабочие дни, если это необходимо для осуществления контроля за поведением должника, отбывающего обязательные работы.

Также контроль за явкой должника к месту отбывания административного наказания осуществляется путем получения информации с использованием доступных средств связи, о чем делается отметка в учетной карточке.

Рекомендуемая периодичность проведения проверок соблюдения должником условий отбывания обязательных работ - один раз в неделю.

О судебной практике, затрагивающей применение норм ч.6 комментируемой статьи, см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 24.02.2016 по делу N 33-1129/2016 и др.

7. На основании представляемых организацией, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, сведений о времени, отработанном должником, судебный пристав-исполнитель ведет его суммарный учет в часах.

8. В силу ч.8 комментируемой статьи и ч.12 ст.32.13 КоАП РФ при выявлении фактов уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.25 КоАП РФ.

В силу ч.4 ст.20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Поскольку КоАП РФ не предусмотрена возможность замены данного административного наказания другим, составление протокола и привлечение к ответственности по ч.4 ст.20.25 КоАП РФ не освобождают должника от обязанности дальнейшего отбывания обязательных работ.

При назначении должнику административного наказания по ч.4 ст.20.25 КоАП РФ в виде административного ареста судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отложении исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения.

При рассмотрении аспектов состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.25 КоАП РФ, Верховный Суд РФ отметил (см. Обзор судебной практики ВС РФ 1 (2014), утв. Президиумом ВС РФ 24.12.2014 г., вопрос 2), что данное правонарушение не является длящимся и окончено с момента повторного нарушения лицом, привлеченным к административной ответственности, порядка отбывания административного наказания в виде обязательных работ. При этом согласно ч.4 ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Таким образом, лицо, привлеченное к административной ответственности за уклонение от исполнения административного наказания в виде обязательных работ, должно отбыть обязательные работы в течение всего назначенного срока наказания.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.20.25 КоАП РФ, окончено с момента повторного совершения действий, указанных в ч.12 ст.32.13 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение в виде уклонения от обязательных работ, может быть привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение неоднократно в течение всего срока отбывания этого вида наказания, то есть и в случае, когда такое лицо уже подвергалось административному наказанию по ч.4 ст.20.25 КоАП РФ.

При получении документально подтвержденных сведений о полном отбывании должником обязательных работ в учетной карточке проставляется соответствующая отметка и исполнительное производство оканчивается на основании п.1 ч.1 ст.47 комментируемого Закона.

При поступлении постановления суда о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ, в том числе вынесенного судом по основаниям, предусмотренным ч.7 ст.32.13 КоАП РФ, исполнительное производство прекращается судебным приставом на основании п.6 ч.2 ст.43 Закона.

Окончание исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.3 и п.9 ч.1 ст.47 Закона, возможно только при принятии всего комплекса исполнительных действий и мер принудительного исполнения, предусмотренных законодательством, в том числе розыска должника, при отсутствии сведений о его месте нахождения.

О судебной практике, затрагивающей применение норм ч.68 комментируемой статьи, см. апелляционное определение Липецкого областного суда от 01.09.2015 по делу N 33-2243/2015, решение Высокогорского районного суда станицы Высокая Гора от 08.11.2021 по делу N 12-249/2021, 5-1118/2021, решение Советского районного суда Кировской области от 04.10.2021 по делу N 12-2/31/2021, решение Павловского районного суда Воронежской области от 02.05.2017 по делу N 12-45/2017 и др.

     
Судебная практика по Статье 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 N 10АП-25844/2023 по делу N А41-6413/2022
Категория спора: Банкротство гражданина.
Требования назначенных лиц: О завершении процедуры реализации имущества и освобождении от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в т.ч. требований, не заявленных при введении процедуры реализации имущества.
Обстоятельства: Все необходимые мероприятия в рамках процедуры банкротства проведены, у должника имущества для включения в конкурсную массу не выявлено, признаков фиктивного банкротства не установлено.
Решение: Удовлетворено.
В то время как в силу ч. 2 ст. 109.2 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнение исполнительного документа отбывании об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника.
вернуться |  
арбитражный процессуальный кодекс рф в текущей редакции и комментарии к нему

© Арбитражный юрист, 2005 -