Положениями комментируемой статьи регламентированы особенности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в отношении иностранного государства и его имущества.
Так, в самом общем виде при применении мер принудительного должны соблюдаться привилегии и иммунитеты, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц, а также в отношении иного имущества, указанного в ч.3 ст.79 Закона.
Перечень имущества должника - иностранного государства, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается ст.16 ФЗ от 03.11.2015 г. N 297-ФЗ.
В самом общем виде, иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда пользуется имущество иностранного государства, находящееся в его собственности, предназначенное для использования или используемое им от своего имени в деятельности, связанной с осуществлением суверенных властных полномочий.
К такому имуществу относится:
• имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях;
• военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Российской Федерацией;
• культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи;
• имущество, являющееся частью экспозиций выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи;
• имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор.
При этом необходимо учитывать, что иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска, за исключением случаев, если иностранное государство (ст.14 ФЗ от 03.11.2015 г. N 297-ФЗ):
• явно выразило согласие на принятие соответствующих мер в силу международного договора, письменного соглашения, не являющегося международным договором, заявления в суде Российской Федерации, письменного уведомления суда Российской Федерации или письменного уведомления, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора;
• зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора.
Кроме того, при применении норм об определении имущество иностранного государства, находящегося в его собственности и пользующегося иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда необходимо учитывать, что такой иммунитет не применяется, если:
• иностранное государство явно выразило согласие на принятие соответствующих мер международного договора, письменного соглашения, не являющегося международным договором, заявления в суде Российской Федерации, письменного уведомления суда Российской Федерации или письменного уведомления, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора;
• установлено, что имущество иностранного государства используется и (или) предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий.
Иммунитет имущества дипломатических и консульских представительств, специальных миссий основан на нормах п.3 ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961) и п.4 ст.31 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963), Конвенции ООН о специальных миссиях (Нью-Йорк, 08.12.1969).
В соответствии со ст.21 Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Нью-Йорк, 02.12.2004) следующие категории, в частности, собственности государства не рассматриваются как собственность, непосредственно используемая или предназначенная для использования государством в иных целях, чем государственные некоммерческие цели, в соответствии с п."c" ст.19:
• собственность, включая любой банковский счет, используемая или предназначенная для использования при исполнении функций дипломатического представительства государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях;
• собственность военного характера или используемая или предназначаемая для использования при исполнении военных функций;
• собственность центрального банка или иного финансового органа государства;
• собственность, составляющая часть культурного наследия государства или часть его архивов и не выставленная или не предназначенная для выставления на продажу;
• собственность, составляющая часть экспозиции объектов, которые представляют научный, культурный или исторический интерес, и не выставленная или не предназначенная для выставления на продажу.
Статья 19 Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности предусматривает также, что никакие принимаемые после вынесения судебного решения принудительные меры, такие, как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой:
1) государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны:
• в международном соглашении;
• в арбитражном соглашении или в письменном контракте; или
• в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами; либо
2) государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства; либо
3) было установлено, что собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели, и находится на территории государства суда при условии, что принудительные меры после вынесения судебного решения могут быть приняты только в отношении собственности, которая имеет связь с образованием, против которого было направлено судебное разбирательство.
В силу ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Аналогично в ст.23 Европейской конвенции об иммунитете государств (ETS N 74) (Базель, 16.05.1972) на территории договаривающегося государства не могут быть осуществлены принудительное исполнение судебного решения или охранительная мера в отношении имущества другого договаривающегося государства, за исключением тех случаев и тогда, когда это государство дало на это свое ясно выраженное согласие в письменной форме.
Россия в данном документе не участвует.
Под деятельностью по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности с участием Российской Федерации понимаются операции по поддержанию мира и другие меры, предпринимаемые Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений Российской Федерации, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров РФ и не являющиеся согласно Уставу ООН принудительными действиями (миротворческая деятельность), а также международные принудительные действия с использованием вооруженных сил, осуществляемые по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии (ст.2 Федерального закона от 23.06.1995 N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности").
В соответствии со ст.1 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14.11.1970), культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям:
• редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;
• ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;
• археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;
• составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;
• старинные предметы более чем 100-летней давности, такие как надписи, чеканные монеты и печати;
• этнологические материалы;
• художественные ценности, такие как: полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки); оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов; оригинальные гравюры, эстампы и литографии; оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;
• редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;
• почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;
• архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы;
• мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты. Кроме того, ст.4 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности содержит перечень категорий ценностей, которые являются культурным наследием каждого государства. |